?

Log in

No account? Create an account

Marcus Darnley

Previous Entry Share Next Entry
05:55 pm: Про морковь и собак
Анйонг-хасейо!

Внезапно я в Корее. 2 дня в Джинджу, 2 дня в Тэджоне, 2 дня в Сеуле. Сейчас идёт третий из шести дней — и так удачно сложилось, что все-все-все дела уже сделаны. И весьма неплохо, чёрт подери, сделаны!

В первый день была встреча с аспирантами Gyeongsang National University, изучающими методику преподавания математики. Их было восемь, и все старше меня. Планировалось, что я им расскажу про систему образования в России и/или про ФТШ и/или отвечу на их вопросы... но всё пошло не по плану, когда я только начал представлять себя. Меня тут же попросили говорить намного медленнее, но даже максимально внятную и простую речь на английском они понимали едва ли. Тогда я вкратце сообщил, что Валерий Адольфович Рыжик разрабатывает методику преподавания геометрии с помощью компьютера, открыл на ноутбуке Geometry Expressions и начал расстреливать их примерами задач. Коих за год работы накопилось предостаточно. Над некоторыми я давал им время подумать. С чем-то они справлялись. Общаться было несложно — язык геометрии воистину международный, эсперанто может только завидовать — а английский на уровне «зис гоус фром хир ту хир» был ребятам подвластен.

Как только очередная задача была разобрана, происходило следующее: восемь рук с телефонами (ну, айфонами, айпадами — чем-то таким технологичным, что и не разбираюсь) простирались к экрану моего ноутбука и — фотографировали геометрические построения.

Потом профессор Ин Ки Хан (их научный руководитель — тот, кто меня пригласил и приютил) повёл всех в ресторан — я так понял, что это частый обычай — ходить со своими студентами/аспирантами ужинать после занятий. Сидя на полу около низкого столика, поедая ким чхи палочками и похлёбку из мяса, риса и лапши, как ни старайся, любой европеец выглядит нелепо. Мы вычислили возможную связь между их «манду» и нашими мантами (википедия подтверждает!) и обсудили некоторые животрепещущие вопросы (Михаиль, у вас есть девушка? — Да, есть! — Очень жаль, а то Йун надела своё лучшее платье и накрасилась, получается, зря!). Прекрасный был вечер.

На следующий день мне предстояло дать урок в Физико-математической школе Джинджу. По-английски. Я боялся, что если школьники знают английский также, как аспиранты, то дело пахнет палёным. Поэтому я подготовил к уроку презентацию, благо тема («Конечные автоматы и регулярные выражения») позволяет много картинок и мало текста.
Но здесь удача была на моей стороне. Школьники точно понимали, что я говорю, во всяком случае предлагаемые им задачи решали резво — я успешно раздал им привезённые с собой ручки с эмблемой ФТШ и значки «Сахаровских чтений». Старался как мог декорировать лекцию весельем — рядом с терминальными состояниями автоматов рисовал смайлики, в качестве вводимых строк брал корейские слова, вы бы видели их реакцию... Либо корейские учителя их таким не балуют, либо они не ожидали, что «учитель из России» вообще может улыбаться и шутить.
Это определённо самый запоминающийся урок в моей жизни (на данный момент ;-)), и очень хорошо, что он прошёл так удачно. Учителя школы обещали прислать фотографии. Школьники обещали почитать в интернете побольше на эту тему. Победа и профит.

Наконец, сегодня в Тэджоне прошло то, ради чего я, собственно, и прилетел. Два наших с Валерием Адольфовичем доклада (его, конечно, авторства, а моего перевода) были приняты на 44-ю Корейскую национальную встречу по вопросам математического образования. В международную секцию. Которая длится 2 часа и включает в себя 7 докладов. Первые два из которых — за мной. Казалось бы, 15 минут на доклад, и встаёт проблема, как вообще уложиться в регламент...

Ага, сейчас! Остальные пять докладчиков не смогли/не захотели приехать в Корею, о чём стало известно лишь недавно, так что у меня 2 часа... и аудитория из достопочтенных корейцев, совсем не идеально знающих английский, но заинтересованных в российском опыте математического образования! И — за исключением уже привычного мне языкового барьера (с их стороны) — всё пошло как по маслу! Я в какой-то момент привёл пример — два школьника — один идеально вызубрил таблицу производных основных фунцкий, а другой понял процедуру дифференцирования и знает, как её применять. Собственно, второй доклад и был более-менее посвящён тому, как сделать так, чтобы тесты и экзамены выявляли и поощряли второго школьника, а не первого. Как проверять не сухое знание и алгоритмичные умения, а понимание и умение рассуждать. (Это всё очень похоже на мысли Ричарда Фейнмана о физическом образовании в Бразилии, кто читал).

И видимо этим примером я «зазвонил в нужный колокольчик». После окончания докладов и вопросов (а заняли они полтора часа), председатель секции выдал тираду о том, что проблема корейского образования именно в перенасыщенности сухими знаниями и необходимости зубрёжки. Что закончив школу с отличными оценками по математике, корейские студенты не способны проявить себя в науке, а на западе они и вовсе теряются, оказываясь бесперспективными. И российский опыт мотивации к размышлению, а не к заучиванию, вкупе с результатами российских математиков (кажется, его голубая мечта, чтобы медаль Филдса хоть раз досталась корейцу) говорит ему, что именно нашу модель обучения математике надо срочно перенимать.

Не говоря уже о том, что книжки с тестами Валерия Адольфовича надо не задумываясь срочно переводить на корейский, а на 45-ю национальную встречу уже просто пора бронировать авиабилеты.

Надо сказать, что мандражировал перед выступлением я дико, а когда ещё с 10 до 12 утра не мог найти нужное здание, а в нём нужный кабинет, состояние было почти паническим. Местные организаторы, конечно, помогали как могли (люди здесь поголовно доброжелательные и отзывчивые!), но если не знаешь правильного ответа, то подсказать сложно. Так я был направлен в одно запертое здание, один несуществующий кабинет, два просто неправильных кабинета... В общем, ощущение наступающего эпического провала преследовало меня всё утро, но ушло ни с чем.

Всё вышенаписанное — своего рода деловой отчёт. Что же касается корейской жизни, обычаев, культуры, еды и всего остального, то на это у меня ещё три дня впереди, а писать туристически-поверхностные общие слова я не хочу. Фотографирую немного, выкладываю в альбом на ПикасаВеб. Утром гулять не в пример приятнее, чем вечером, не даром «страной утренней свежести» называют именно Корею. Собак не ел. Точнее, не обладаю информацией, что я их ел — а как там на самом деле...

Ляжет монетка — напишу ещё.

Tags: , , ,

Comments

[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 01:45 pm (UTC)
(Link)
Ходить с аспирантами в ресторан на ланч или ужин это отличная традиция, которая в хороших университетах вполне распространена. В MIT в бар тоже ходят иногда =)

Переводить на корейский это чересчур, достаточно английского, который образованный человек обязан знать хорошо. Проблему с английским у корейцев я в Америке заметил. А вот в Индии, например, даже в школах преподают по-английски и это огромный бонус.
[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 07:14 pm (UTC)
(Link)
Странно, что ты не написал «у нас в Penn State» :)

В Индии английский является государственным языком, так что это, всё-таки, не показатель.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 08:17 pm (UTC)
(Link)
У нас в Penn State была ещё крутая штука --- мы со всеми профессорами ходили в "Theory hike". Маленький, правда, но тоже отличная вещь.

Ну был же когда-то франузский в России вторым языком =) Не государственным, но кого это волнует.

[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 08:48 pm (UTC)
(Link)
Всего неделю там был, а столько сделать успел!

Ну, нет. Французский был вторым языком у ооочень тонкой прослойки общества. Государственный язык — это нечто совсем другое, сам понимаешь.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 08:58 pm (UTC)
(Link)
Yes, I can.

Так и прекрасно, я как раз про то, что государственность не важна.
[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 09:09 pm (UTC)
(Link)
Отличное использование непередаваемой игры слов!

Ну, смотря для чего. Для того, чтобы на французском (английском) разговаривало 10% населения, тогда да, конечно, не важна. Для обучения в школе (что гораздо более важно) — конечно, важна.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 09:22 pm (UTC)
(Link)
Да ты парень не промах!

Ясно же, что из 10% школ в итоге выйдет ... % всего полезного и хорошего, что есть в стране (вставьте пропущенное число и вы узнаете, насколько вы сноб).
[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 09:42 pm (UTC)
(Link)
Да уж куда мне до тебя.

У тебя какая-то новая концепция педагогики, как я погляжу. Детей со скалы сбрасывать не пробовал? :)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]
From:spinysun
Date:April 25th, 2010 12:51 pm (UTC)
(Link)
Все знакомые индийцы действительно хорошо говорят по-английски - с жутким акцентом, врут грамматику часто, но какой у них словарной запас! Я была поражена, у нас-то (в смысле - российское образование. в т.ч. и в английских школах) больше упор на "как правильно", а слова уже на практике учишь.
[User Picture]
From:allocco
Date:April 25th, 2010 12:58 pm (UTC)
(Link)
Дык :) С афрофранцузами та же история.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 25th, 2010 01:23 pm (UTC)
(Link)
Пока пытаешься понять индийца из-за скорости речи на грамматику не обращаешь внимания =)
[User Picture]
From:spinysun
Date:April 25th, 2010 01:40 pm (UTC)
(Link)
Индийцы сравнительно медленно разговаривают.
[User Picture]
From:spinysun
Date:April 25th, 2010 12:56 pm (UTC)
(Link)
Бухать по пятницам в университетском баре - вообще традиция, плохих и хороших университетов. Потому что бухать студентам и аспирантам хочется, а в студенческих барах - дешево.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 25th, 2010 01:27 pm (UTC)
(Link)
Если профессора постоянно бухают со студентами (не аспирантами) по пятницам, то это вряд ли можно считать нормальным. Я имел в виду ситуацию, когда профессора уже ничему аспирантов не учат, а просто работают с ними.
[User Picture]
From:spinysun
Date:April 25th, 2010 01:40 pm (UTC)
(Link)
Я ничего не говорила про профессоров.
Powered by LiveJournal.com