?

Log in

No account? Create an account

Marcus Darnley

Previous Entry Share Next Entry
05:55 pm: Про морковь и собак
Анйонг-хасейо!

Внезапно я в Корее. 2 дня в Джинджу, 2 дня в Тэджоне, 2 дня в Сеуле. Сейчас идёт третий из шести дней — и так удачно сложилось, что все-все-все дела уже сделаны. И весьма неплохо, чёрт подери, сделаны!

В первый день была встреча с аспирантами Gyeongsang National University, изучающими методику преподавания математики. Их было восемь, и все старше меня. Планировалось, что я им расскажу про систему образования в России и/или про ФТШ и/или отвечу на их вопросы... но всё пошло не по плану, когда я только начал представлять себя. Меня тут же попросили говорить намного медленнее, но даже максимально внятную и простую речь на английском они понимали едва ли. Тогда я вкратце сообщил, что Валерий Адольфович Рыжик разрабатывает методику преподавания геометрии с помощью компьютера, открыл на ноутбуке Geometry Expressions и начал расстреливать их примерами задач. Коих за год работы накопилось предостаточно. Над некоторыми я давал им время подумать. С чем-то они справлялись. Общаться было несложно — язык геометрии воистину международный, эсперанто может только завидовать — а английский на уровне «зис гоус фром хир ту хир» был ребятам подвластен.

Как только очередная задача была разобрана, происходило следующее: восемь рук с телефонами (ну, айфонами, айпадами — чем-то таким технологичным, что и не разбираюсь) простирались к экрану моего ноутбука и — фотографировали геометрические построения.

Потом профессор Ин Ки Хан (их научный руководитель — тот, кто меня пригласил и приютил) повёл всех в ресторан — я так понял, что это частый обычай — ходить со своими студентами/аспирантами ужинать после занятий. Сидя на полу около низкого столика, поедая ким чхи палочками и похлёбку из мяса, риса и лапши, как ни старайся, любой европеец выглядит нелепо. Мы вычислили возможную связь между их «манду» и нашими мантами (википедия подтверждает!) и обсудили некоторые животрепещущие вопросы (Михаиль, у вас есть девушка? — Да, есть! — Очень жаль, а то Йун надела своё лучшее платье и накрасилась, получается, зря!). Прекрасный был вечер.

На следующий день мне предстояло дать урок в Физико-математической школе Джинджу. По-английски. Я боялся, что если школьники знают английский также, как аспиранты, то дело пахнет палёным. Поэтому я подготовил к уроку презентацию, благо тема («Конечные автоматы и регулярные выражения») позволяет много картинок и мало текста.
Но здесь удача была на моей стороне. Школьники точно понимали, что я говорю, во всяком случае предлагаемые им задачи решали резво — я успешно раздал им привезённые с собой ручки с эмблемой ФТШ и значки «Сахаровских чтений». Старался как мог декорировать лекцию весельем — рядом с терминальными состояниями автоматов рисовал смайлики, в качестве вводимых строк брал корейские слова, вы бы видели их реакцию... Либо корейские учителя их таким не балуют, либо они не ожидали, что «учитель из России» вообще может улыбаться и шутить.
Это определённо самый запоминающийся урок в моей жизни (на данный момент ;-)), и очень хорошо, что он прошёл так удачно. Учителя школы обещали прислать фотографии. Школьники обещали почитать в интернете побольше на эту тему. Победа и профит.

Наконец, сегодня в Тэджоне прошло то, ради чего я, собственно, и прилетел. Два наших с Валерием Адольфовичем доклада (его, конечно, авторства, а моего перевода) были приняты на 44-ю Корейскую национальную встречу по вопросам математического образования. В международную секцию. Которая длится 2 часа и включает в себя 7 докладов. Первые два из которых — за мной. Казалось бы, 15 минут на доклад, и встаёт проблема, как вообще уложиться в регламент...

Ага, сейчас! Остальные пять докладчиков не смогли/не захотели приехать в Корею, о чём стало известно лишь недавно, так что у меня 2 часа... и аудитория из достопочтенных корейцев, совсем не идеально знающих английский, но заинтересованных в российском опыте математического образования! И — за исключением уже привычного мне языкового барьера (с их стороны) — всё пошло как по маслу! Я в какой-то момент привёл пример — два школьника — один идеально вызубрил таблицу производных основных фунцкий, а другой понял процедуру дифференцирования и знает, как её применять. Собственно, второй доклад и был более-менее посвящён тому, как сделать так, чтобы тесты и экзамены выявляли и поощряли второго школьника, а не первого. Как проверять не сухое знание и алгоритмичные умения, а понимание и умение рассуждать. (Это всё очень похоже на мысли Ричарда Фейнмана о физическом образовании в Бразилии, кто читал).

И видимо этим примером я «зазвонил в нужный колокольчик». После окончания докладов и вопросов (а заняли они полтора часа), председатель секции выдал тираду о том, что проблема корейского образования именно в перенасыщенности сухими знаниями и необходимости зубрёжки. Что закончив школу с отличными оценками по математике, корейские студенты не способны проявить себя в науке, а на западе они и вовсе теряются, оказываясь бесперспективными. И российский опыт мотивации к размышлению, а не к заучиванию, вкупе с результатами российских математиков (кажется, его голубая мечта, чтобы медаль Филдса хоть раз досталась корейцу) говорит ему, что именно нашу модель обучения математике надо срочно перенимать.

Не говоря уже о том, что книжки с тестами Валерия Адольфовича надо не задумываясь срочно переводить на корейский, а на 45-ю национальную встречу уже просто пора бронировать авиабилеты.

Надо сказать, что мандражировал перед выступлением я дико, а когда ещё с 10 до 12 утра не мог найти нужное здание, а в нём нужный кабинет, состояние было почти паническим. Местные организаторы, конечно, помогали как могли (люди здесь поголовно доброжелательные и отзывчивые!), но если не знаешь правильного ответа, то подсказать сложно. Так я был направлен в одно запертое здание, один несуществующий кабинет, два просто неправильных кабинета... В общем, ощущение наступающего эпического провала преследовало меня всё утро, но ушло ни с чем.

Всё вышенаписанное — своего рода деловой отчёт. Что же касается корейской жизни, обычаев, культуры, еды и всего остального, то на это у меня ещё три дня впереди, а писать туристически-поверхностные общие слова я не хочу. Фотографирую немного, выкладываю в альбом на ПикасаВеб. Утром гулять не в пример приятнее, чем вечером, не даром «страной утренней свежести» называют именно Корею. Собак не ел. Точнее, не обладаю информацией, что я их ел — а как там на самом деле...

Ляжет монетка — напишу ещё.

Tags: , , ,

Comments

[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 08:17 pm (UTC)
(Link)
У нас в Penn State была ещё крутая штука --- мы со всеми профессорами ходили в "Theory hike". Маленький, правда, но тоже отличная вещь.

Ну был же когда-то франузский в России вторым языком =) Не государственным, но кого это волнует.

[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 08:48 pm (UTC)
(Link)
Всего неделю там был, а столько сделать успел!

Ну, нет. Французский был вторым языком у ооочень тонкой прослойки общества. Государственный язык — это нечто совсем другое, сам понимаешь.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 08:58 pm (UTC)
(Link)
Yes, I can.

Так и прекрасно, я как раз про то, что государственность не важна.
[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 09:09 pm (UTC)
(Link)
Отличное использование непередаваемой игры слов!

Ну, смотря для чего. Для того, чтобы на французском (английском) разговаривало 10% населения, тогда да, конечно, не важна. Для обучения в школе (что гораздо более важно) — конечно, важна.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 09:22 pm (UTC)
(Link)
Да ты парень не промах!

Ясно же, что из 10% школ в итоге выйдет ... % всего полезного и хорошего, что есть в стране (вставьте пропущенное число и вы узнаете, насколько вы сноб).
[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 09:42 pm (UTC)
(Link)
Да уж куда мне до тебя.

У тебя какая-то новая концепция педагогики, как я погляжу. Детей со скалы сбрасывать не пробовал? :)
[User Picture]
From:griffon
Date:April 24th, 2010 10:00 pm (UTC)
(Link)
Да французикам вообще тяжело жить, лягушек есть приходится и сыры с плесенью (явно испорченные!).

А что, сбрасывание со скалы помогает языки учить? Ты это сам придумал или прочитал где? Освоить два языка должно быть совсем легко, если это делать с детства. Даже четыре языка из одной семьи ничего так идут, как опыт показывает.

Ура, я впервые в жизни испытал радости троллинга в ЖЖ! Надеюсь, что в последний, так что хватит, пожалуй.
[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 10:10 pm (UTC)
(Link)
Чтобы доставить тебе полную радость от написания нескольких предложений, опишу тебе свои ощущения от их прочтения: слив защитан!
(no subject) - (Anonymous)
[User Picture]
From:allocco
Date:April 24th, 2010 10:36 pm (UTC)
(Link)
Ага, и ещё обязательно его удалить.
[User Picture]
From:spinysun
Date:April 25th, 2010 12:55 pm (UTC)
(Link)
Что за фигня, Гриша?
Сбрасывание со скалы действительно помогает, но тут один момент, весьма важный - надо не стесняться выплывать (подниматься на скалу)ю Я сражаюсь с огромным психологическим барьером, когда говорю по-датски со знакомыми - просто стыдно за плохой язык, но если говоришь с незнакомым - при этом знаешь, что тебя хотят понять и даже будут подсказывать слова - то дело идет на ура.
А уж сколько знакомых мне людей учили язык чисто обитая в среде его использования - без учебников и школ...
Так что опыт рулит, а троллинг идет нахуй, извините. Пример с четырьмя языками в семье, кстати, тоже в копилку упсеха, та же скала, только с ранних лет.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 25th, 2010 01:44 pm (UTC)
(Link)
Так, спокойствие, Жека. Если есть желание всерьёз обсудить вопрос, то я не против.

Кажется, вы с Игорем имеете в виду совершенно разные скалы.

Семья имелась в виду индоевропейская языковая.

В целом же моё мнение по этому вопросу такое:

Если ребёнок растёт в неанглоязычной стране и родители хотят дать ему хорошее образование, то очень важная идея научить английскому языку с ранних лет. В подавляющем большинстве российских школ никто нормально английскому не научит (в ФТШ, например, это был смех один). Вот если бы какие-то курсы читались на хорощем английском, то это было бы круто, хотя это и маловероятно. Это возможно только в хороших школах безусловно.

Если же потерять время, то потом учить язык будет гораздо сложнее уже просто потому, что так устроен мозг. Особенно мешает отсутствие мотивации, то есть если по работе и в семье язык не требуется. Никто не спорит, что всё возможно, если очень захотеть.




[User Picture]
From:spinysun
Date:April 25th, 2010 01:55 pm (UTC)
(Link)
Я всегда неспокойно, когда кто-то - в данном случае ты - неумно троллит.
Серьезно с тобой - не хочется, намсотрелась на дискуссии с твоим участием.

Скалы у нас дейтсвительно разные, этоя нк вчиталась, но и ты не прав. Можно все валить на тяжелое детство, мало языков в семье - ах, не выучил, а теперь уже поздно. Ерунда. Конечно, етсь языки и языки, одно дело китайский. другое дело английский, но в целом все можно выучиться, просто поварившись, где надо. Без сверхестестественной мотивации.

В ФТШ был хороший английский, и я это утверждаю, как человек перешедший туда из английской школы, причем и там мне повезл ос перподавателями. Если не отлынивать. Возможно, конечно, это только у ТГ была хорошая группа, а остальные ужас-ужас, тут уж за всех утверждать не могу.

я не говорю про "очень захотеть", "очень захотеть" - это когда человек по книжкам и кассетам учит датский в России, а по приезду разговаривает на работе с больнице с пациентами - на датском. Вот это офигеть.
[User Picture]
From:griffon
Date:April 25th, 2010 03:18 pm (UTC)
(Link)
>Я всегда неспокойно, когда кто-то - в данном случае ты - неумно троллит.
>Серьезно с тобой - не хочется, намсотрелась на дискуссии с твоим участием.

Ты не переживай так, если не хочешь серьёзно, то и не надо.

В качестве полезного итога я вспомнил, что забыл тебе открытку отправить. Подписал, отправлю завтра, адрес этот?



[User Picture]
From:spinysun
Date:April 25th, 2010 03:34 pm (UTC)
(Link)
Спасибо :)
Этот.
Powered by LiveJournal.com