?

Log in

No account? Create an account

Marcus Darnley

Recent Entries

You are viewing 10 entries, 10 into the past

April 24th, 2010

05:55 pm: Про морковь и собак
Анйонг-хасейо!

Внезапно я в Корее. 2 дня в Джинджу, 2 дня в Тэджоне, 2 дня в Сеуле. Сейчас идёт третий из шести дней — и так удачно сложилось, что все-все-все дела уже сделаны. И весьма неплохо, чёрт подери, сделаны!

В первый день была встреча с аспирантами Gyeongsang National University, изучающими методику преподавания математики. Их было восемь, и все старше меня. Планировалось, что я им расскажу про систему образования в России и/или про ФТШ и/или отвечу на их вопросы... но всё пошло не по плану, когда я только начал представлять себя. Меня тут же попросили говорить намного медленнее, но даже максимально внятную и простую речь на английском они понимали едва ли. Тогда я вкратце сообщил, что Валерий Адольфович Рыжик разрабатывает методику преподавания геометрии с помощью компьютера, открыл на ноутбуке Geometry Expressions и начал расстреливать их примерами задач. Коих за год работы накопилось предостаточно. Над некоторыми я давал им время подумать. С чем-то они справлялись. Общаться было несложно — язык геометрии воистину международный, эсперанто может только завидовать — а английский на уровне «зис гоус фром хир ту хир» был ребятам подвластен.

Как только очередная задача была разобрана, происходило следующее: восемь рук с телефонами (ну, айфонами, айпадами — чем-то таким технологичным, что и не разбираюсь) простирались к экрану моего ноутбука и — фотографировали геометрические построения.

Потом профессор Ин Ки Хан (их научный руководитель — тот, кто меня пригласил и приютил) повёл всех в ресторан — я так понял, что это частый обычай — ходить со своими студентами/аспирантами ужинать после занятий. Сидя на полу около низкого столика, поедая ким чхи палочками и похлёбку из мяса, риса и лапши, как ни старайся, любой европеец выглядит нелепо. Мы вычислили возможную связь между их «манду» и нашими мантами (википедия подтверждает!) и обсудили некоторые животрепещущие вопросы (Михаиль, у вас есть девушка? — Да, есть! — Очень жаль, а то Йун надела своё лучшее платье и накрасилась, получается, зря!). Прекрасный был вечер.

На следующий день мне предстояло дать урок в Физико-математической школе Джинджу. По-английски. Я боялся, что если школьники знают английский также, как аспиранты, то дело пахнет палёным. Поэтому я подготовил к уроку презентацию, благо тема («Конечные автоматы и регулярные выражения») позволяет много картинок и мало текста.
Но здесь удача была на моей стороне. Школьники точно понимали, что я говорю, во всяком случае предлагаемые им задачи решали резво — я успешно раздал им привезённые с собой ручки с эмблемой ФТШ и значки «Сахаровских чтений». Старался как мог декорировать лекцию весельем — рядом с терминальными состояниями автоматов рисовал смайлики, в качестве вводимых строк брал корейские слова, вы бы видели их реакцию... Либо корейские учителя их таким не балуют, либо они не ожидали, что «учитель из России» вообще может улыбаться и шутить.
Это определённо самый запоминающийся урок в моей жизни (на данный момент ;-)), и очень хорошо, что он прошёл так удачно. Учителя школы обещали прислать фотографии. Школьники обещали почитать в интернете побольше на эту тему. Победа и профит.

Наконец, сегодня в Тэджоне прошло то, ради чего я, собственно, и прилетел. Два наших с Валерием Адольфовичем доклада (его, конечно, авторства, а моего перевода) были приняты на 44-ю Корейскую национальную встречу по вопросам математического образования. В международную секцию. Которая длится 2 часа и включает в себя 7 докладов. Первые два из которых — за мной. Казалось бы, 15 минут на доклад, и встаёт проблема, как вообще уложиться в регламент...

Ага, сейчас! Остальные пять докладчиков не смогли/не захотели приехать в Корею, о чём стало известно лишь недавно, так что у меня 2 часа... и аудитория из достопочтенных корейцев, совсем не идеально знающих английский, но заинтересованных в российском опыте математического образования! И — за исключением уже привычного мне языкового барьера (с их стороны) — всё пошло как по маслу! Я в какой-то момент привёл пример — два школьника — один идеально вызубрил таблицу производных основных фунцкий, а другой понял процедуру дифференцирования и знает, как её применять. Собственно, второй доклад и был более-менее посвящён тому, как сделать так, чтобы тесты и экзамены выявляли и поощряли второго школьника, а не первого. Как проверять не сухое знание и алгоритмичные умения, а понимание и умение рассуждать. (Это всё очень похоже на мысли Ричарда Фейнмана о физическом образовании в Бразилии, кто читал).

И видимо этим примером я «зазвонил в нужный колокольчик». После окончания докладов и вопросов (а заняли они полтора часа), председатель секции выдал тираду о том, что проблема корейского образования именно в перенасыщенности сухими знаниями и необходимости зубрёжки. Что закончив школу с отличными оценками по математике, корейские студенты не способны проявить себя в науке, а на западе они и вовсе теряются, оказываясь бесперспективными. И российский опыт мотивации к размышлению, а не к заучиванию, вкупе с результатами российских математиков (кажется, его голубая мечта, чтобы медаль Филдса хоть раз досталась корейцу) говорит ему, что именно нашу модель обучения математике надо срочно перенимать.

Не говоря уже о том, что книжки с тестами Валерия Адольфовича надо не задумываясь срочно переводить на корейский, а на 45-ю национальную встречу уже просто пора бронировать авиабилеты.

Надо сказать, что мандражировал перед выступлением я дико, а когда ещё с 10 до 12 утра не мог найти нужное здание, а в нём нужный кабинет, состояние было почти паническим. Местные организаторы, конечно, помогали как могли (люди здесь поголовно доброжелательные и отзывчивые!), но если не знаешь правильного ответа, то подсказать сложно. Так я был направлен в одно запертое здание, один несуществующий кабинет, два просто неправильных кабинета... В общем, ощущение наступающего эпического провала преследовало меня всё утро, но ушло ни с чем.

Всё вышенаписанное — своего рода деловой отчёт. Что же касается корейской жизни, обычаев, культуры, еды и всего остального, то на это у меня ещё три дня впереди, а писать туристически-поверхностные общие слова я не хочу. Фотографирую немного, выкладываю в альбом на ПикасаВеб. Утром гулять не в пример приятнее, чем вечером, не даром «страной утренней свежести» называют именно Корею. Собак не ел. Точнее, не обладаю информацией, что я их ел — а как там на самом деле...

Ляжет монетка — напишу ещё.

Tags: , , ,

April 3rd, 2010

11:14 am: Заполняем гугл-календарь — 2
Ударим гугл-календарём по пропущенным матчам на ТопКодере!

Сегодня в 20:00 пройдёт SRM 466. Вы об этом узнали из топкодеровской рассылки? Хотели бы знать заранее?

К вашим услугам автоматически генерируемый, по вашему вкусу настраиваемый, куда угодно импортируемый календарь событий ТопКодера!

Good luck and have fun!

Tags: , ,

March 26th, 2010

01:57 pm: Электронная регистрация на поезд
В поездах дальнего следования РЖД есть замечательная услуга — электронная регистрация. Это когда у тебя вообще нет никакого билета, только паспорт.

Она превосходно работает, за время многократного использования я обнаружил у неё ровно два недостатка:

1) Туалет на российских вокзалах платный, но за два часа до отправления поезда и в течение двух часов после прибытия можно посетить его бесплатно... предъявив билет. Обладатели электронного билета могут, видимо, бесплатно умыться только электронно.

2) Когда садишься в поезд, нужно знать номер своего вагона! Иначе придётся идти к начальнику поезда (середина поезда, в среднем примерно девятый вагон) и в его списках (за O(n), для тех кто понимает) искать свою фамилию; придя же за три минуты до отправления поезда, этого можно и не успеть.

И если с первой животрепещущей проблемой я не знаю как бороться, то ко второй я предлагаю вам несложное решение. Read more...Collapse )

Tags: , , , , , ,

March 24th, 2010

05:54 pm: О юном Гауссе.
В продолжение предыдущей темы — не могу не похвастаться и положительным моментом.

Вы, быть может, слышали историю/легенду о том, как юному Гауссу предложили сосчитать сумму чисел от 1 до 100, и он придумал красивое решение с разбиением чисел на пары:

  1 +   2 +   3 + ... + 100 = S
100 +  99 +  98 + ... +   1 = S
--------------------------------
101 + 101 + 101 + ... + 101 = 2S


Так вот, вернёмся к задаче про перестановки и сортировку пузырьком. В девятом классе нашёлся юный Гаусс — Гоша kolozab Матюшин, который придумал такую же идею:

Разобьём все перестановки на пары перевёрнутых, например (2, 3, 1, 4) и (4, 1, 3, 2). При сортировке таких двух перестановок делается ровно шесть обменов, это несложно доказать.
Все 24 перестановки разбиваются на 12 пар. По шесть обменов в каждой. Ответ: 72. Пятёрка и оптимизм.

Tags: ,

March 15th, 2010

03:33 pm: А как? Как?
Как детей научить творческому и интеллектуальному подходу вместо технического и рутинного? Неужели школа (даже физмат) приучает их к бездумному выполнению заданий? Наконец, ежу понятно, что дети ленивы, тогда почему это никогда не проявляется положительно?

К чему я это. Девятому классу на контрольной была предложена такая задача («на подумать»):


Как известно из комбинаторики, существует 24 различных массива, состоящих из чисел 1, 2, 3 и 4 в некотором порядке. Если к каждому из них применить алгоритм сортировки пузырьком, сколько суммарно операций обмена будет произведено?


И несколько ребят: и талантливые, и ленивые, и всякие разные... честно отсортировали все 24 массива! Ну, применяя некоторые ускорения, конечно, но всё же — им было не лень!

Дети! И все прочие! Прежде чем что-то сделать, подумайте. Прежде чем что-то серьёзное сделать, серьёзно подумайте. Прежде чем что-то плохое сделать, хорошо подумайте...

Current Location: ФТШ
Tags:

February 22nd, 2010

11:08 pm: Дорогая редакция, я...
В старом-старом файлике в поросшей паутиной (web 2.0?) папочке заметил я ссылочку на сайт моего вуза:

http://www.ifmo.ru/news/1024/2007_11_29.htm

Почему я тогда сохранил эту ссылку? Да уж больно хороша формулировка:

«Команда награждается Кубком Чемпиона России 2007 года, сертификатом АСМ и ценными призами от спонсоров в составе: Дмитрий Абдрашитов, Дмитрий Паращенко, Федор Царев.»

Эх, дорогие fedor_tsarev, par86 и darlam, что ж на финале—2010 вас в спонсоры не записали, авось бы помогло =)

Tags: ,

February 4th, 2010

11:26 am: Финал ACM ICPC + занимательная социология
Завтра в 5:00 по московскому времени в Харбине начнётся финал чемпионата мира по программированию ACM ICPC. Трансляция ожидается на сайте чемпионата.

Но он не сравнится с совершенно восхитительной табличкой, которую поддерживает мой одногруппник zibada. В табличке есть чатик, причём с цветовой дифференциацией штанов!



И ещё, совершенно не в тему, давно хотел написать. На сайте Санкт-Петербургского тренировочного центра стоит гугл-аналитика для подсчета посетителей и исследования, откуда они приходят.

Так вот. В декабре наш сайт семь раз нашли в поисковиках. Привожу эти запросы. Третий запрос просто убил меня своей сюрреалистичностью:

глеб леонов
глеб михайлович леонов
инновации в вышивании крестиком
итмо михаил царев
костя виролайнен
леонов глеб
мельников сергей итмо

Вот чему мы, оказывается, учим в кружках по программированию!

Tags: , ,

December 30th, 2009

12:44 pm: Новогоднее?
По техническим причинам есть билеты в цирк на сегодня на 19:00.

Билет стоит 300 рублей. Билеты отдадим прямо при входе в цирк, никуда специально подъезжать за ними не надо.

December 18th, 2009

12:50 pm: Про>отчёт
Про форум победителей «Прорыв» — правда, не хочется вдаваться в бездумное критиканство, да и к тому же люди, у которых больше на это времени, уже собирают подборки записей в блогахещё). Предупреждаю: всё то негативное, что люди пишут (полный организационный бардак, показуха, балаганность и стадионность) — вовсе не преувеличение :-(

Добавлю свои ржавые три копейки. Read more...Collapse )

Tags:

December 4th, 2009

09:43 pm: Спецэффект
Я ценю хорошую типографику, и поэтому пользуюсь Типографом от Студии Лебедева, в основном посредством замечательного плагина к Мозилле, сделанного, кстати, Максимом schtirlits Мазиным, человеком с моей кафедры.

Сегодня обнаружил в типографе недочёт: в словосочетании «Учреждение им. Такого-то», конечно же, правильно ставить неразрывный пробел: «Учреждение им. Такого-то».
И когда слово «имени» написано целиком — тоже: «Учреждение имени Такого-то» → «Учреждение имени Такого-то».

Даже начал уже строчить письмо Лебедеву, и тут-то понял, что не так всё просто... Если действовать в лоб, то получится:
Простецкому имени Федя у них соответствует Теодор.

и что ещё забавнее:
Алиса завидовала им. Валентина относилась пренебрежительно.


Простое решение не работает. Велик, могуч и коварен русский язык. Всем удачных выходных!

Powered by LiveJournal.com